На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как прекрасен этот мир

1 112 подписчиков

Главаня награда в жизни

Медаль

(Быль)

Этот случай рассказал мне знакомый. И произошел он в 90-х. Когда началась не только девальвация рубля, но и иных ценностей…

Как-то приехали в отпуск к матери два сына. А мать жила одна в деревне. Старая учительница – 40 лет педагогического стажа. Жила на свою небольшую пенсию, да сыновья помогали. И что она могла заработать за свою долгую трудовую жизнь? Не даром же говорят, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. Одним словом, у матери обыкновенный деревенский домик, только таинственно отсвечивают в шкафах старенькие переплеты книг, да меблишка истертая, да пожелтевшие фотографии на стенах.

Родительский дом. Ничто и никогда в жизни его не заменит. Какая-то особая атмосфера в нем. Атмосфера бескорыстной любви, преданности и верности. Здесь особый мир, в котором ты всегда долгожданный.

…Очень обрадовалась мать – дорогие ее сыночки снова дома. Но дни шли и между старшим сыном и матерью возникли разногласия. А все из-за того, что мать очень переживала за своего старшенького – очень уж он любил к бутылке прикладываться. И однажды вечером возник спор.

-Разве можно столько пить! – укоряет старушка своего любимого первенца. – Так все в жизни пропьешь – и семью, и работу. Разве этому я тебя учила?

Я плохо никому не делаю, - горячится задетый за живое старшенький, - а пью я за свои, честным трудом заработанные.

-         Что зарабатываешь, то и пропьешь! – не унимается мать.

-         Еще раз говорю, что за свои кровные имею право, - разошелся не на шутку сынок. - А ты что за свою жизнь заработала? Железную медаль, на одной стороне которой написано: «За тупость, дурь и глупость», а на другой: «Носи, дура, на здоровье».

Обиделась мать, заплакала, что так сынок о ее награде, медали «Ветеран труда», отзывается. Может, она действительно, и не такая красивая, как хотелось бы. Но только честно заработанная. И не каждого еще удостоят такой награды. Все это и выложила мать непутевому сыну.

А здесь еще и младшенький заступился, дескать, брат, зачем мать обижаешь! Ты же знаешь, что она с 43-го в школе. Сколько слепилась над тетрадями. Нас с  тобой вырастила на учительскую зарплату.

Стало стыдно старшему – буркнул он, дескать, извини мать. Мать махнула рукой и к себе за перегородку. А старший с младшим вышли на крылечко покурить. И вот какой у них разговор получился. Речь держал младший:

-         Ты, брат, мать не обижай. Разве виновата она, что честно всю жизнь трудилась? А что медалью железной за эти труды наградили, так это поправить не трудно.

-         Как поправить? – удивляется старший брат.

-         Очень просто, - объясняет младший. – У вас на заводе гальванический цех есть?

-         Есть?

-         Так ты попроси, чтобы медаль позолотили.

Задумался брат, а потом кивнул головой, дескать, лады, сделаю. Вот младший и вытянул у матери из шкафа железную медаль и старшему отдал.

Прошел еще год – и опять приехали братья в  отпуск к матери. Старший брат хоть и выпивать не перестал, но с мамой больше не ссорится. И в тайне от нее брату медаль показывает. А та сияет богатой позолотой – не пожалел старший драгметалла.

Обрадовался младший, дескать, вот и награда, достойная нашей матери. И потихоньку ее в шкаф засунул. А мать и слыхом не слыхивала, что с ее медалью приключилось

Вот только старший напортачил. Уже перед самым окончанием отпуска отправился он к соседке, чтобы «бормотухи» попросить. Деньги закончились, а выпить хочется. Соседка ни в какую, мол, без денег не дам. Кстати, она была тоже учительница. Правда, репутацию свою подмочила, когда во время войны в немецкой школе работать согласилась. А когда пришли наши, с нее спросили. Только повезло, что биологию преподавала. Так как биология – она и в Африке биология. И нет у нее политической подоплеки. А если бы, скажем, историю преподавала, тогда бы, точно, к стенке поставили. Можно сказать, что еще повезло. Правда, соседка потом в Советской школе проработала 40 лет. И также была награждена медалью «Ветеран труда». Вот на этом и решил сыграть старший брат. Говорит ей:

-         Покажи, какая у тебя медаль.

-         А в чем дело? – беспокоится соседка.

-         Просто посмотреть хочу.

Отнекивалась старая женщина, а потом медаль свою, завернутую бережно в тряпицу, тащит. Разворачивает и под нос, дескать, вам, молодым, ни в жизнь такую не заработать.

-         Э-э-э! – тянет брат. – Разве это медаль! Видимо, учили, Мария Ивановна, что ты во время оккупации в немецкой школе работала.

-         Какой-такой немецкой! – обижается старушка. – Я 40 лет в советской школе отработала. За что и медаль имею «Ветеран труда».

-         Так она у тебя железная, - не сдается старший брат.

-         У всех железная! – горячится Мария Ивановна.

-         Э-э-э-э, нет! – не соглашается гость. – Вот у моей матери, человека перед государством заслуженного, золотая медаль «Ветеран труда».

-         Ну и что! – держит марку соседка. – Какая от той медали польза?

-         Как же, - будто бы припоминает старший брат, - а бесплатный проезд на железнодорожном и автомобильном транспорте в любой конец страны, а прибавка к пенсии!

-         Не может быть! – зеленеет от зависти Мария Ивановна.

-         Еще как может! – говорит гость и громко хлопает входной дверью, покидая такой негостеприимный дом – “борматухи” скаредная самогонщица не налила.

Что на старушку пенять, когда не от хорошей жизни за это ремесло взялась. Пенсия какая, а тут балбесам – детям помогать нужно. Не хотят работать люди.

Но вот разъехались братья по домам, так и не сказав матери, что с ее наградой сделали. Прошел год. Приезжает в гости к матери младший брат. А та его на порог не пускает:

-         Уйди, нехристь, только по твоему наущению Колька такое сотворить мог! Чтобы ноги твоей в моем доме не было!

-         Ты чего, мать! – удивляется младшенький. – Не хочешь. Чтобы я к тебе ездил, так перебирайся ко мне. У меня тебе лучше будет. Да и мне спокойней.

Одним словом, помирились. И вот мать рассказывает причину своего негодования на младшенького:

-         Однажды вечером приходит ко мне Мария Ивановна и с порога: «Где твоя медаль?» Я ей: «О чем ты, соседка, какая медаль?». А она: «Медаль «Ветеран труда». И требует, дескать, покажи да покажи. Что тут сделаешь? Полезла я в шкаф медаль искать, кажется, там лежала – сто лет уже ее не доставала. Вытаскиваю и соседке под нос, дескать, на, смотри. И сама буквально столбенею, а у соседки глаза на лоб. Моя железная медаль вдруг золотом светится. Ой, сынок, как мне с сердцем плохо стало. А соседке еще хуже. Пришлось обоим «скорую» вызывать. Когда соседке немного полегчало, она ко мне опять притянулась. И давай меня корить: «Ах, соседушка у меня! Сама золотую медаль заграбастала, а мне не сказала. Сашку рыжего нанимала, чтобы он меня в «район» завез. Сколько денег ввалили. А там молодая такая курица, ну, в «собесе», дескать, что вы мамаша кричите? Нет на свете никаких золотых медалей «Ветеран труда». И льгот никаких по ним не предусмотрено. Я ей, дура, и поверила. Приезжаю назад и к тебе. И что вижу? У тебя золотая медаль. Правильно мне Колька говорил. Жива не буду, а опять в «собес» поеду и справедливости добьюсь!

Вот так история. Соседка никаких объяснений слушать не хочет, а видит во всем происки мирового империализма и этих чертовых партократов. Как это можно. Мол, у меня тоже 40-летний стаж работы. Так ее никто и не смог переубедить.

Одним словом, мать на сына ополчилась:

-         Верни мне мою медаль – не нужно мне золотой! Отдай мне железную! Я вашу - поддельную - на помойку выкинула.

Расстроенный, поехал младший от матери. И на следующий раз, когда приехал в гости,

привез ей железную медаль «Ветеран труда», обыкновенную, траурного такого цвета.

А мать опять за свое:

-         Не знаю, у кого ты стянул эту – чужая мне не нужна. Ты мне верни мою!

…А через три месяца Александры Николаевны не стало. Приехали братья мать хоронить. Старший, выпив водки, даже всплакнул, дескать, вот она, тщета жизни человеческой. Теперь и медаль не нужна – ни золотая, ни железная.

А в тот день похорон собрались ученики Александры Николаевны. Столько было живых цветов. А сколько самых искренних слез пролито. И до кладбища гроб с телом сухонькой старушки пронесли на руках.

Картина дня

наверх